Что такое джойстик для компьютера

Что такое джойстик для компьютера

Какой смысл играть на геймпаде, когда у тебя есть клавиатура и манипулятор? Немало геймеров предпочитают играть при помощи джойстика для персонального компьютера. Возможно, что сказывается привычка. Возможно также, что им удобнее так вести управление в эмуляции старых игр.

Компьютерный джойстик относится к классу игровых манипуляторов. Его не назовешь стандартным компонентом. Ведь в нем нет никакой надобности при повседневном взаимодействии с персональным компьютером.

И все-таки, если ты заядлый геймер, то без него не сможешь обойтись. Все потому, что играть на ПК и использовать стандартные манипуляторы очень неудобно.

Закономерно возникает вопрос. Как сделать правильный выбор джойстика для компьютерных игр? Далее нам предстоит разобраться с тем, что такое джойстики, какие бывают виды, как их использовать.

Базовые разновидности игровых манипуляторов

Есть очень много разнообразных джойстиков. И делать выбор необходимо, держа ориентир на игры, в которые вы намерены играть. У каждого вида игрового манипулятора свое предназначение. Он должен быть рассчитан на определенный тип игр, в которых он более всего удобен.

— ДЖОЙСТИК

Отметим, что слово «joystick» в переводе на русский язык означает «палочка радости». Так называли специальное устройство, с помощью которого можно управлять объектами в играх. Поначалу под джойстиком было принято подразумевать девайс, который состоит из ручки с одной кнопкой. Она была закреплена на подставке в шарнирном креплении. Девайс мог качаться в нескольких плоскостях.

По функциям джойстики очень напоминали штурвалы реальных самолетов. В настоящее время такой тип джойстиков существенно изменился. Однако суть устройства такова же, как и ранее.

В различных симуляторах удобнее управлять именно джойстиком. Скажем, самолетами, вертолетами и прочей техникой, у которой аналогичная система управления. Как правило, на ручке джойстика для авиасимулятора есть набор кнопок. Он активирует самые разные функции. Например, выстрел, наведение на цель и прочее.

Если джойстик наклонить вперед-назад, то это приведет к смещению объекта на экране в те же стороны. Движением влево-вправо можно сделать наклон в ту сторону, которая необходима.

— ГЕЙМПАД

У подавляющего большинства современных моделей геймпадов есть не только кнопки, но и обычные аналоговые джойстики. Только они столь же малы, как и кнопки. Такое оснащение, когда есть и джойстики, и кнопки, позволяет геймпаду быть устройством более универсальным. Так геймер получает максимум комфорта.

Аналоговое управление, то есть джойстики, принципиально отличается от управления цифрового, то есть кнопок геймпадов. В основе цифрового управления обработка логических переменных типа «да» и «нет». А в основе аналогового управления – определение центра предмета с использованием переменных координат X и Y.

Геймпад очень удобен в платформерах, файтингах, «стрелялках». Поскольку кнопок много, то можно активировать необходимое событие, а их может быть очень много. Используя различные комбинации кнопок, данный арсенал может расширяться хоть до бесконечности.

Подчеркнем, что геймпад может иметь и джойстики. Это маленькие рычажки, которые размещены прямо на девайсе, которые наделены способностью вращаться в паре плоскостей. Используя их, в некоторых случаях удобнее наводить на цель в игре, как и управлять движением персонажа.

— ИГРОВОЙ РУЛЬ

Это отдельный вид игрового манипулятора. Руль очень удобен для игры в симуляторы гонок. Руль представляет собой маленькую панель с размещенной классической баранкой. На ней бывают самые разные кнопки и рычаг для того, чтобы переключать передачи. Иногда руль поставляется вместе с педалями. Они для имитации нажатия газа и тормоза.

ВАЖНО! У современных моделей рулей предусмотрена функция обратной отдачи. Скажем, когда во время игры произошло столкновение, то от руля вибрация переходит игроку. Так он еще больше погружается в атмосферу игры.

Что нужно учесть при выборе джойстика

Когда вы покупаете игровой манипулятор, то должны помнить о том, что существуют важные параметры:

— КРОССПЛАТФОРМЕННОСТЬ

Подразумевается совместимость с самыми разными игровыми устройствами. Данный вопрос требует рассмотрения, когда собираетесь подключать джойстик и к игровому компьютеру, и к игровой приставке. В конкретном случае больше смысла в том, чтобы купить только один кроссплатформенный манипулятор. Ведь нет смысла покупать столько джойстиков, сколько у вас приставок и компьютеров.

— ИНТЕРФЕЙС ПОДКЛЮЧЕНИЯ

Для того, чтобы можно было подключить джойстик к компьютеру, его обычно оснащают USB-разъемом. Есть и такие модели, которые подключаются по беспроводной связи. Вот почему к компьютеру подключают специальный адаптер. Это приемник-передатчик, который обменивается с джойстиком радиосигналами. Отдельные модели сопрягаются с компьютером через канал Bluetooth.

— НАЛИЧИЕ АНАЛОГОВЫХ РЫЧАЖКОВ И КНОПОК

В большинстве современных игровых манипуляторов совмещены возможности аналогового и цифрового управления. Для геймера это хорошо. Ведь он может без проблем делать переход из одного режима в другой. Отдельные модели джойстиков оснащены одним, а некоторые и двумя аналоговыми мини-джойстиками, которые могут двигаться в восьми направлениях.

Читайте также:  Какие девушки самые страстные по национальности

ВАЖНО! Кнопок может быть десять. Бывает и больше. Они могут быть программируемыми. Однако далеко не они пригодятся, когда играешь. Значит, нужно ориентироваться по играм. Будет неоправданно переплачивать за джойстик, у которого много кнопок, если только каждая вторая будет использована в игре.

— ЭРГОНОМИЧНОСТЬ

Иными словами, корпус манипулятора должен иметь такую конструкцию, чтобы его можно было держать в руках как можно удобнее. Также органы управления должны быть расположены так, чтобы удобство было идеальным.

Не придавать значения этому параметру никому не рекомендуем. Ведь от него зависит не только удобство, но и здоровье – тоже.

Эргономику каждому нужно понимать по-своему. Это понятие строго индивидуальное. Значит, тот джойстик, который хорошо подходит кому-то, может стать неудобным для вас. Перед тем, как покупать джойстик или геймпада, вы должны «примерить» его. Подержите его немного в руках.

— ФУНКЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Игровой манипулятор реагирует на события в игре. Будь то столкновение или взрыв. Он физически приходит в движение. Тем самым он предоставляет возможность сделать более глубокое погружение в игру. И в результате игрок получает максимум удовольствия.

Обратная связь согласуется с помощью вибромоторчиков. Они сообщают вибрацию манипулятору. А серводвигатели осуществляют передачу более интенсивного движения и создают имитацию поведения реального руля, штурвала и т.д.

— ПРОВОДНОЙ ИЛИ БЕСПРОВОДНОЙ

Классический вариант – это когда джойстик соединяется с компьютером с помощью провода или консоли. Однако в наш век, век беспроводных технологий, провода потеряли свою актуальность. Вот почему есть версии беспроводных джойстиков для компьютера. Причем у них есть мощный аккумулятор. Они могут работать на расстоянии до десяти метров.

ВАЖНО! Достоинства и недостатки и одного, и другого вида, очевидны. Проводные джойстики из-за кабеля ограничивают перемещение. Однако они всегда готовы к работе. А вот беспроводные джойстики могут разрядиться в любой момент. И обычно это происходит неожиданно.

Теперь про цену. Она варьируется в большом диапазоне. Покупайте товар, исходя из ваших возможностей.

ТОП-3 лучших джойстиков для ПК

— Logitech GamePad F310

Это бюджетный вариант джойстика для персонального компьютера и ноутбука. Он прост в исполнении. Есть провод для того, чтобы подключаться. Интерфейс — USB. На геймпаде десять кнопок. Прямо по центру расположена пара аналоговых джойстиков. Дизайн похож на ранний стиль джойстиков для Sony PlayStation.

— Defender Game Racer Turbo

Почти точная копия геймпада от PS2. Он совместим с этой консолью. Подключается девайс с использованием кабеля длиной в полтора метра. Есть мини-джойстики для того, чтобы можно было более удобно управлять. Всего 12 кнопок.

— Defender Cobra M5 USB

Джойстик, у которого ручка может двигаться в паре плоскостей. Девайс имеет кабель, длина которого 1,2 м. Всего на джойстике 23 кнопки.

Как подключают джойстик к ПК

Настройка джойстика для ПК предполагает поначалу установку драйверов. Как правило, система делает это автоматически. В том случае, когда это не удалось, не забывайте о том, что в комплекте есть диск с программным обеспечением. Когда он отсутствует, или его потеряли, или это китайский «ноунейм», то ничего не остается, как найти драйвер в глобальной сети.

Не всегда удается сразу настроить джойстик. Особенно часто такое происходит с какими-то китайскими моделями от брендов, которые малоизвестны на рынке.

Отыскать драйвер и лицензионное программное обеспечение для такого джойстика непросто. Помочь в силах программа Xpadder, которая может переопределить команды джойстика так, чтобы они создавали имитацию нажатия на клавиатуре и манипуляторе.

Настройка несложная. Нужно только выбрать тип джойстика, а потом для каждой клавиши отметить ее реальный аналог на девайсе.

ВАЖНО! Совсем недавно программа стала платной. Кто не желает платить, тот может скачать более старую ее версию.

Есть еще одна подобная программа — MotionJoy, которая способна эмулировать подключение самых разных игровых контроллеров к компьютеру. Настройка у нее несложная. У программы много настроек и опций. Значит, можно применить какой угодно джойстик.

По количеству степеней свободы и, соответственно, плоскостей, в которых возможно изменение положения контролируемого объекта, джойстики подразделяются на:

  • одномерные (управление перемещением объекта либо вверх-вниз, либо влево-вправо)
  • двухмерные (управление объектом в двух плоскостях)
  • трёхмерные (управление объектом во всех трёх плоскостях)
  • также джойстиками ошибочно называют геймпады (например: PS3, Xbox.)

Технологии джойстиков

Джойстики можно разделить на два вида:

  • дискретные — сенсоры таких джойстиков могут принимать два значения: «0» или «1», включён/выключен и т. д. При этом каждое нажатие выдает один управляющий импульс и смещает курсор на одну позицию (длительное нажатие приводит к автоповтору команды), диапазон смещения курсора при этом неограничен и определяется только количеством нажатий. Джойстики такого типа считаются устаревшими в ПК, но широко применяются в простых игровых приставках, мобильных телефонах и прочих устройствах.
  • аналоговые — у таковых выходной сигнал плавно меняется от нуля до максимума в зависимости от угла отклонения рукоятки: чем больше рукоять отклонена, тем больше уровень сигнала. Диапазон перемещения курсора ограничен ходом ручки джойстика и разрешением применённых сенсоров. После калибровки, подобные джойстики можно применять для указания абсолютной позиции курсора.
    Существует несколько технологий аналоговых джойстиков.
  • Потенциометр и аналогово-цифровой преобразователь. Преимущества: нет особых требований к механике. Недостатки: требователен к качеству питания и АЦП, сам датчик при этом недостаточно долговечен. Интересно, что в игровом порту АЦП находится в компьютере, а не в джойстике.
  • Энкодер — оптический датчик наподобие тех, что применяются в компьютерных мышах (зубчатое колесо, при вращении пересекающее луч от светодиода к фотодиоду). Преимущества: очень чёткий ход, датчик практически вечен. Недостатки: чтобы датчик имел достаточное количество шагов дискретности (примерно 500 шагов на оборот руля, или 150 на движение джойстика от края до края, или 100 на ход педали), нужен или дорогой высокоточный энкодер, или качественный редуктор (мультипликатор).
  • Тензометрические датчики. Применяются в ноутбуках, в некоторых самолётах. В игровых устройствах распространения не получили: тензодатчики практичны только когда джойстик надёжно прикручен к столу.
  • Оптическая матрица. Такие джойстики действуют аналогично оптической мыши и совмещают высокую точность с высокой надёжностью. Недостаток: применимо только для устройств с небольшим ходом ручки.
  • Магнитные датчики — магниторезистивные и на эффекте Холла. Те и другие надёжны и долговечны; распространение получили только когда в датчиках стали располагать схемы, компенсирующие допуски сборки и люфт механики.
Читайте также:  Новые чипсеты на материнских платах

Ранее джойстики для ПК подключались к нему через игровой порт, далее полностью произошёл переход к стандартному интерфейсу USB.

Долгое время у игровых приставок джойстики подключались через специализированный разъём, специфичный для каждой фирмы-производителя, поэтому джойстик для одной приставки не подходил к другой или же к ПК. В настоящее время джойстики имеют стандартный интерфейс USB, поэтому могут подключаться как к приставке, так к персональному компьютеру.

Устройство качающегося узла

Аналоговые датчики бывают одноосными и двухосными. Если датчик одноосный, ручка крепится на карданном подвесе: например, каретка качается влево-вправо, а ручка на ней — вверх-вниз. Качание ручки относительно каретки и каретки относительно основания фиксируется датчиками.

Двухосные датчики (обычно магнитные и оптические) состоят из закреплённого на ручке магнита (лазера) и неподвижной следящей микросхемы. Помимо карданного подвеса, может применяться шаровой шарнир.

У дискретных джойстиков шарнирно закреплённая ручка в четырёх крайних положениях замыкает контакты. Шарнир может быть любым: карданным, шаровым и даже — в наиболее дешёвых моделях — комбинацией выступов и вырезов.

Дополнительные органы управления

  • Тумблер автоматического огня — делает, чтобы основная кнопка стрельбы (как правило, находящаяся под указательным пальцем) была постоянно «нажата». Применяется в основном в скролл-леталках.
  • Мини-джойстик (hat switch, в просторечии «хатка», «шляпа») — позволяет компактно разместить 4—8 редко используемых кнопок; также удобен для управления меню или переключения видов (вперёд, назад, вбок).
  • Ползунок, колесо или отдельный рычаг газа — управляет работой двигателей.
  • Педали или поворотная ручка — для управления рулём направления. Педали удобнее; ручка, поворачивающаяся вокруг своей оси — дешёвый заменитель педалей. В некоторых дорогих джойстиках (часть моделей Saitek) игрок, докупив педали, может зафиксировать поворотную ручку.
  • Дополнительные колёса/ползунки, встречающиеся в дорогих джойстиках и предназначенные для управления различными дополнительными параметрами авиасимуляторов (например, шаг винта)

Трёхмерные джойстики

Данные устройства позволяют осуществлять управление перемещением контролируемого объекта в трёх плоскостях. Наибольшее применение нашли в системах автоматизированного проектирования и трёхмерного моделирования, однако сейчас проникают и в игровую сферу. Имеется много разнообразных прототипов, но коммерческие продукты выпускают лишь несколько фирм, в частности:
Force Dimension http://www.forcedimension.com/
Novint Technologies http://home.novint.com/
к их числу можно отнести и манипуляторы фирмы 3Dconnexion http://www.3dconnexion.com/

HOTAS

HOTAS (аббревиатура от англ. Hands on Throttle and Stick ) — комплект из педалей и двух ручек с кнопками, предназначенный для полноценного управления авиасимулятором. Комплект имитирует средства управления настоящего самолёта — ручку управления самолетом (РУС) и рычаг управления двигателем (РУД).

Этот раздел не завершён.

Происхождение

Слово joystick применительно к качающейся ручке управления встречается уже у первых авиаторов: так, Роберт Лорен (1910) пишет: [1]

Чтобы он случайно не поднялся в воздух, центральный рычаг — по-другому «колпак» или «джойстик» — подвинут вперёд и привязан.
Читайте также:  Машина для домашней лапши

Откуда это слово произошло — остаётся загадкой [1] . Одна из версий: ручка получила имя George stick, по имени одного из изобретателей Артура Джорджа (en) [2] , впоследствии пилоты переименовали её в joystick. По другой версии, ручку назвали Joyce stick , в честь американца Джеймса Генри Джойса [1] . По третьей — просто от радости полёта [3] (примерно в то же время появилось слово joyride). Различные субкультуры называли «джойстиком» «косяк» с марихуаной [4] и пенис [3] [4] . Но первое упоминание «джойстика» в значении «пенис» датируется 1916 годом [3] — так что, вероятно, истоки у слова чисто авиационные.

В 2001 году близ Чарльстона (Южная Каролина) подняли подлодку конфедератов, в которой для управления рулями использовалась качающаяся ручка. [1] Это считается первым применением качающегося узла; достоверно неизвестно, как эта ручка называлась. Первый электрический джойстик приписывается нацистам — в 1943 году на вооружение поставлена ракета Henschel Hs 293, управлявшаяся джойстиком. Массовое применение джойстиков началось в 1960-е годы — в радиоуправляемых авиамоделях и электрических инвалидных колясках.

В геймерских кругах уже давно не утихают споры о том, что же лучше – клавиатура с мышью или джойстик. Эта тема практически настолько же актуальна, как препирания приверженцев консолей и ПК. Однако многие геймеры и не догадываются, что используют неправильное название своего любимого контроллера. Ведь джойстик и геймпад – разные вещи.

Джойстик – это вовсе не привычный игровой манипулятор с двумя стиками, бамперами и четырьмя кнопками. То, что ошибочно зовут джойстиком, на самом деле называется геймпадом или же джойпадом. Но что в таком случае джойстик?

Описание

Джойстик – это устройство ввода, выглядит как подвижная вертикальная ручка. Он больше всего похож на рычаг коробки передач или на рукоять управления авиационной техникой. Чаще всего на нем присутствуют кнопки, слайдеры и переключатели. Они расположены на верхушке ручки и на устойчивом основании. Некоторые модели крепятся на поверхность с помощью присосок или просто держаться за счёт своего веса.

Данный вид контроллеров делится на три категории:

  • Одномерные. Предназначены для управления по одной оси «x» или «y».
  • Двухмерные. Могут получать данные о перемещениях сразу в двух координатных осях.
  • Трёхмерные. Помимо осей «x» и «y» также способны считывать координаты оси «z».

Также джойстики делятся на аналоговые и дискретные. Аналоговые предназначены для более тонкого контроля, а потому могут оценивать силу нажатия. Проще говоря, чем сильнее отклонён рычаг – тем больше будет скорость или угол наклона при движении. Дискретные же могут получать сигнал только в виде нуля или единицы, то есть «включён» или «выключен». Из-за своего несовершенства аналоговые контроллеры практически не используются.

Назначение

Первые джойстики использовались в стационарных аркадных игровых автоматах или как дополнительный контроллер для домашних приставок. В те времена игры были гораздо проще по своей механике. Управление в них чаще всего требовало лишь движения по одной-двум осям и пары кнопок для простых действий, вроде стрельбы. Поэтому такие контроллеры были достаточно распространены.

Со временем игры становились всё сложнее, но потребность в джойстиках не отпала. Несмотря на то, что клавиатуры или пресловутые геймпады подходят для любых игр, в определённых жанрах предпочтительнее использовать именно джойстики. Чаще всего этим жанром являются разнообразные авиасимуляторы или гонки. Рычаги управления используются в них для более реалистичного и удобного управления.

Иногда в связи с джойстиками используются педали и дополнительный рычаг. Определённую популярность имела и связка таких манипуляторов с очками виртуальной реальности. Используя всё это оборудование, геймеры могут достигать максимально реалистичного ощущения от управления техникой в играх.

Откуда такое название

Многие геймеры задаются вопросом – почему данный из манипуляторов называется именно так? Конечно, можно обратиться к прямому переводу английского названия. Joystick дословно переводится как «палочка радости» (joy – радость, stick – палка). Однако это ничего не проясняет.

Впервые данное слово было использовано в среде авиаторов для обозначения штурвала управления некоторых летательных средств. Неудивительно, что именно он дал джойстику характерную форму и строение. Однако этимология остаётся неизвестной. Это слово просто начали применять, никак не объясняя его строение или происхождение.

Две самые распространённые версии возникновения названия крутятся вокруг имени изобретателя и радости полёта. Первая предполагает, что изначально устройство назвали «George stick», в честь изобретателя Артура Джорджа, а потом слегка видоизменили название. Вторая же основывается на том, что пилотам просто было радостно летать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector