Когда появились кроссовки в россии

Когда появились кроссовки в россии

Кроссовки(англ. cross — пересекать) (ед. ч. — кроссовка) — спортивная обувь, предназначенная в основном для занятий спортом, но в настоящее время также широко используемая в повседневной активной жизни.

Содержание

История кроссовок [ править | править код ]

В конце XVIII столетия люди носили обувь с каучуковой подошвой, которые назывались парусиновыми туфлями, но они были довольно грубыми и примитивными, не было разделения на правую/левую ногу. 1895 — Джозеф Уильям Фостер (Болтон, Англия) изготовил первую шипованную обувь.

Приблизительно в 1892 году "Американская Резиновая Компания" придумала более удобную резиновую обувь с верхом из ткани, которая получила название «кеды» («keds»). К 1917 году эта обувь поступила в массовое производство (она получила название «сникеры», потому что человек, носящий их, шёл так тихо, что мог подкрасться к кому угодно).

В 1920 году в Германии немецкие предприниматели Адольф и Рудольф Дасслеры организовали фабрику по производству обуви для тренировок спортсменов-бегунов.

В 1930-х и 1940-х годах обувные компании начали производить специальную обувь для каждого вида спорта отдельно. Первые кроссовки для тенниса появились во Франции и были произведены фирмой Spring Court.

В 1950-х годах в США в связи с демографическим ростом возросла популярность кроссовок как легкой и практичной обуви. В то время кроссовки были не очень дороги по сравнению с классической кожаной обувью. В течение первой половины XX века спортивную обувь носили главным образом для занятий спортом. Но в пятидесятых годах дети начали носить их, следуя за модой, после выхода популярного фильма «Бунтарь без причины» (англ. «Rebel Without a Cause» ) с Джеймсом Дином в главной роли.

В 1957 году производители классической обуви из кожи решили бороться с оттоком клиентов, поэтому появилось первое заявление, что кроссовки очень вредны для детей и способствуют у них развитию дистрофии стопы. Но это не стало преградой, и кроссовки всё также оставались популярными.

В начале 1960-х годов часть кроссовок ввозилась на рынок США из Японии. Компания Nike в то время заключила контракт с Onitsuka Tiger и занималась импортом японской обуви под собственным названием Blue Ribbon Sports.

В 1970-х в США стал популярным бег трусцой, что позволило американским фирмам предложить кроссовки для новичков в спорте. Кроме того, люди начали носить кроссовки как повседневную обувь. Впервые появились кроссовки, созданные для повседневного использования. Многие известные личности стали надевать кроссовки на различные мероприятия. Вуди Аллен носил кроссовки в театре и балете, музыканты группы Led Zeppelin носили кроссовки во время съемок документального фильма, Дастин Хоффманн, играя в фильме роль репортера Карла Бернштайна, также использовал кроссовки.

В 1990-х многие обувные компании всего мира переключились на производство кроссовок. В это время ведущим брендами обуви индустрии кроссовок стали такие марки как Adidas, ASICS, Converse, DC Shoes, Fila, Gola, K-Swiss, New Balance, Nike, Puma, Reebok, Saucony, LA Gear.

В 2000-х появляются производители, выпускающие босо-обувь, кроссовки с равной толщиной подошвы (без каблука или "zero drop"), кроссовки учитывающую форму стопы, кроссовки со встроенными датчиками давления [1] . Например, у всех кроссовок до этого носок обуви не находился, как следовало ожидать, напротив самого длинного большого пальца. Объяснения этому парадоксу, кроме слова "мода", нет. Сооснователь Гугла Сергей Брин часто появляется на публике в босо-обуви Vibram FiveFingers. [2] Некоторые производители вышеупомянутых кроссовок: Merrell, Altra, Vibram, Newton, Puma. [3] ]

Производители и история продукции [ править | править код ]

Converse All-Stars и Чак Тэйлор [ править | править код ]

В том же 1917 году Маркус Конверс (англ. Marquis Converse ) произвёл первую обувь, созданную только для баскетбола, которая была названа Chuck Taylor All-Stars (и которая стала несомненно культовой не только в среде баскетбола, но и у множества неформальных субкультур — например у панков). В 1923 году компания Converse начала рекламную кампанию своей продукции с участием известнейшего игрока американского баскетбола тех лет — Чака Тейлора (англ. Chuck Taylor ) [4] , и до сих пор на логотипе Converse стоит его подпись.

Adidas [ править | править код ]

В 1920 году сын обувщика Адольф Дасслер открыл обувную мастерскую. Материалом для обуви служило списанное военное обмундирование, а подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек. В 1923 году в фирму пришел старший брат Адольфа Рудольф, и 1 июля 1924 года ими была основана фирма по производству спортивной обуви Gebrüder Dassler и запатентованы шиповки и бутсы с защитной подушечкой под стопой. В обуви фирмы на Олимпийских играх 1936 года выступал легкоатлет Джесси Оуэнс, выигравший четыре золотых медали.

В 1948 году из-за испортившихся отношений братья разделили фирму. Адольф организовал компанию Adidas (название сложено из уменьшительной формы имени Ади и первых трех букв фамилии), а Рудольф — компанию Puma.

Также компания Adidas создала одну из самых известных моделей кроссовок — Adidas Superstar.

Puma [ править | править код ]

Брат Адольфа Дасслера, Рудольф, основал другую ставшую всемирно известной марку спортивной обуви — Puma. Компания в основном известна своей футбольной обувью.

Майкл Джордан и Nike: Air Jordan [ править | править код ]

Продажи кроссовок выросли в 1984 году, после того как Майкл Джордан (известнейший американский баскетболист) подписал контракт с Nike, которые разработали для него специальные кроссовки, названные Air Jordan [5] . Даже после того, как Джордан ушёл из NBA, его именные кроссовки остаются бестселлером. Когда компании, такие как Nike и Reebok, стали конкурировать, они начали изменять вид кроссовок, добавлять цвета и убирать шнурки. Кроссовки стали производиться для каждого из видов спорта (включая ходьбу), скейтбординг и даже для фитнеса.

Новые технологии [ править | править код ]

Создание спортивной обуви является процессом непрерывной эволюции. Усилия разработчиков направлены на снижение веса кроссовок, разработку новых концепций удобства обуви, отход от традиционного построения: подметка+подошва+верх, использование новейших материалов и систем шнуровки, постоянное совершенствование производства. В Nike Air Force использовались небольшие газовые карманы для улучшения амортизации. В Reebok изобрели систему Pump — одну из первых оригинальных систем подгонки кроссовок по ноге. Puma представила технологию Puma Disc System , благодаря которой кроссовки подгонялись по стопе путём простого поворота диска. Lunar Foam — технология амортизации, используемая компанией Nike для снижения веса кроссовок, созданная совместно со специалистами NASA.

Футбольная обувь [ править | править код ]

Обувь для футбола, то есть бутсы, снабжена шипами, которых может быть шесть или двенадцать. Существуют универсальные многошиповые модели, которые подходят для игры и на травяном покрытии, и в зале. Верх у них всегда сделан из кожи — натуральной или искусственной.

Теннисные кроссовки [ править | править код ]

Особенности теннисных моделей — устойчивость при боковых перемещениях, поддержка голеностопа при боковых перемещениях, износоустойчивая подметка, защита от ударных нагрузок при прыжках. Теннисные модели имеют широкую устойчивую подошву. Рисунок на ней указывает, для какого покрытия корта (трава, земля, синтетика) предназначены кроссовки. Теннисные кроссовки, как правило, имеют кожаный верх и небольшие нейлоновые вставки — для вентиляции.

Баскетбольные кроссовки [ править | править код ]

Обувь для баскетбола, как и теннисные кроссовки, предназначена именно для баскетбола — она очень хорошо фиксирует лодыжку (в основном модели для баскетбола «высокие»); обеспечивает устойчивость при боковых перемещениях; и защищает от ударных нагрузок при прыжках. Баскет-кроссы могут быть с низкой платформой и высокой.

Беговые кроссовки [ править | править код ]

Беговые модели — самые лёгкие. Они отличаются от других жёсткой пяточной частью и гибкой носочной. Пяточную часть смягчают дополнительными амортизаторами. Верх беговых кроссовок выполнен из лёгких текстильных материалов — чтобы минимизировать их вес [6] . Все кроссовки, используемые для бега, делятся на два больших типа:

  • «Тихоходы» — предназначенные для длительных и восстанавливающих тренировок (для мягкой работы) [7] . Эта категория кроссовок — наиболее многочисленная и наиболее продаваемая. «Тихоходы» лучше всего смягчают удар в момент постановки стопы на грунт. В конструкции именно этой категории кроссовок применяется больше всего технологических ухищрений. В живучести они уступают только кроссовкам для бега в тяжёлых условиях. Тихоходы, естественно, тяжелее соревновательной обуви, но при этом и намного комфортнее.
  • «Темповики» — предназначенные для соревнований и быстрых тренировок (для жёсткой работы). По сути это — кроссовки для соревнований и скоростного бега. Высокие требования к лёгкости и отзывчивости неизбежно выливаются в ограничения по весу, толщине подошвы и плотности верха кроссовок. Например, если типичный вес пары кроссовок для длительного бега составляет 300–400 граммов, то для «темповиков» этот показатель равен 120–280 граммам.
Читайте также:  Как узнать свой аккаунт в ватсапе

Общее правило при выборе беговых кроссовок: для коротких дистанций, на ровном качественном покрытии (например, короткие ускорения на стадионе) выбираем самую лёгкую обувь. Напротив, для участия в марафоне, бега по асфальту, длительного бега по пересечённой местности выбираем более тяжёлые кроссовки, способные лучше защитить ноги.

Чтобы понять, стоит выпускать кроссовки или нет, проводят динамический тест. Тиффани Бирс, инженер по дизайну Nike, рассказывает: «Это тест на производительность, после которого люди говорят нам, что они думают об обуви. Он занимает от нескольких дней до десяти недель. Обычно мы набираем бегунов, потому что бег — это самый быстрый способ проверить обувь на прочность. Они бегут в разных условиях: по бетону, по древесной стружке, по траве. В дождь или сухую погоду. Пробежал один человек, и в этих же кроссовках сразу бежит следующий тестировщик и так далее».

Каждая модель кроссовок выпускается в четырех-шести расцветках. Рекорд принадлежит adidas Originals и их коллекции Superstar Supercolor. Музыкант Фаррелл Уильямс, совместно с которым была разработана линейка, попросил выпустить эту модель в 50 разных оттенках, чтобы получился целый цветовой круг.

18 месяцев нужно, чтобы кроссовки прошли путь от образа в голове дизайнера (или спортсмена) до готового продукта, который попадет к вам в шкаф.

4

В 1970-х у многих американцев были спортивные футболки adidas, но никто на самом-то деле и не знал, что значит слово. Некоторые даже писали a.d.i.d.a.s., считая это аббревиатурой. Ходила даже такая шутка, что это расшифровывается как «All Day I Dream About Sex».

Самые дорогие кроссовки в мире выпускает бренд Buscemi. Его создатель Джон Бушеми признался, что первую пару он создал, переделав сумку известного бренда (какого — не признается). Джон взял от нее ручку, кожу и металлические вставки, соединил с резиновой подошвой из Италии, покрасил вручную все края — и получил пару обуви, которую назвал 100 Millimeters. Сегодня 100 MM Diamond Sneakers с ремешками из золота, инкрустированными бриллиантами, самые дорогие в мире. Их стоимость оценивается в $132 000.

Nike Air Force 1 — одни из самых популярных кроссовок, которые создал дизайнер бытовой техники Брюс Килгор. Он признается, что на создание Nike Air Force 1 его вдохновили легкие походные ботинки, а помогали ему с разработкой подиатры, биомеханисты и даже аэрокосмический инженер.

«Что делает обувь крутой? Две вещи: кто ее носит и как он это делает», — говорит дизайнер Джош Херр. Именно поэтому спортивные бренды выбирали своими лицами известных спортсменов, например Майкла Джордана или Коби Брайанта. Позже решили переключить внимание на музыкантов. Первым это сделал adidas. Специалист по работе с лидерами мнений Джон Уэкслер рассказывает: «В 2013 году, после подписания Канье Уэста и объявления о партнерстве с Фарреллом Уильямсом, в успех никто не верил. Говорили: "Это же подорвет репутацию adidas как спортивного бренда!"» В итоге все оказалось ровно наоборот. Сегодня, чтобы купить Yeezy Канье Уэста, даже разыгрываются целые раффлы (право на покупку).

Еще одна невероятная история связана с моделью Nike Huarache. На ее разработку в 1990-м у дизайнера Тинкера Хэтфилда ушло два с половиной года. В них впервые был использован неопрен и экзоскелет. Казалось, модель обречена на успех. «Но когда мы выпустили прототипы, они не получили ни одного заказа. Ноль. В Nike сразу же сказали: "Эту модель мы производить не будем"», — рассказывает Тинкер. Кроссовки «спас» один из менеджеров по продуктам, который отправился с ними на Нью-Йоркский марафон, где продал все 5000 пар, которые взял с собой. Так, сегодня Nike Huarache — это абсолютный хит: в прошлом году было продано более четырех миллионов пар.

Появлению кроссовок Nike Air Flare мы обязаны теннисистке Серене Уильямс. Она работала напрямую с дизайнером и присутствовала на всех этапах разработки этой модели: от первичной формы до попадания кроссовок в магазины. Теперь это ее любимая пара, в которой она выступает на любом турнире.

Первой женщиной, разработавшей кроссовки для Nike, стала Клаудия Голд — граффити-художница, известная как Кло Мани. До нее разработкой занимались лишь дизайнеры-мужчины. Ее первой парой для Nike стали женские Air Force 1.

На создание adidas Boost вдохновили велосипедные шлемы. Дело в том, что основное отличие Boost от других моделей заключается в превосходной амортизации. Ее обеспечивает специальная промежуточная стелька, которую изготавливают так же, как и шлемы для велосипедов: из тысячи вспененных маленьких гранул, которые обрабатывают под давлением паром. Получается уникальная сотовая структура, которая создает как будто трамплин под ногами. Благодаря ей в кроссовках действительно удобно и заниматься спортом, и просто ходить.

Кроссовки — бывшие марсоходы? Да, есть и такие. Их придумал Том Сакс — один из самых знаменитых современных художников — вместе со специалистами Nasa и в сотрудничестве с Nike в 2012 году. Основным материалом для таких моделей был суперпрочный вектран, из которого в NASA делают подушки безопасности. Том назвал свои кроссовки Mars Yard («Марсианский дворик»), потому что они были предназначены для инженеров-механиков, которые работали в специальной лаборатории, имитирующей Марс. Несмотря на негибкость вектрана (который позже заменили в версии 2.0), первые модели Nike Mars Yard были популярны и перепродавались на eBay за три тысячи долларов. В 2018-м вышла еще одна коллекция Nike и Сакса — Mars Yard Overshoe.

Для президента Барака Обамы разрабатывали специальные кроссовки. Марк Смит, сотрудник Nike в 2015 году, рассказывал, что «это был адский проект, мы работали на сверхскоростях». Команда за два дня разработала специальную модель Air Force 1 с нуля. Пару украсили звездами, полосами и изображениями орлов, символизирующих разные культуры, — модель назвали Eagle. Еще одна интересная деталь этой уникальной пары — в стельке: на ней расписалась вся команда проектировщиков, работавших над кроссовками. Говорят, экс-президент остался доволен.

Иногда бренды выпускают коллекционные модели кроссовок. Так, несколько лет назад adidas отмечал 35 лет со дня запуска модели Superstar, ставшей невероятно популярной. В честь этого бренд выпустил серию из 35 моделей. Они отличались по степени доступности, но 35-я была секретной. Она производилась исключительно для близких и друзей тех, кто работает в компании.

Генерацией идей для создания новых кроссовок занимаются специальные отделы. Например, у adidas есть целая «ферма» (Creator Farm), которую еще называют «Диснейленд для дизайнеров». 20 сотрудников, новейшее оборудование, практически любой из существующих на планете материалов и коллеги из разных уголков мира — главное ограничение в работе здесь только собственная фантазия.

От редакции. В этом красивом блоге мы будем публиковать большие тексты от внештатных авторов и экспертов о том, как спорт выходит за пределы зрелища. Здесь будут появляться материалы о том, как спорт связан с модой, архитектурой, живописью и не только. Подписывайтесь – а в комментариях пишите, о чем бы вы хотели почитать.

Журнал «Крокодил» часто шутил о моде, потреблении и производстве товаров легкой промышленности — причем довольно жестко. На обложке одного из номеров за 1987 год есть карикатура художника Виктора Боковни, посвященная противоречиям советской экономики (и не только).

Читайте также:  Как трассировать изображение в фотошопе

На фоне промышленного пейзажа по стадиону бегут три молодых человека: первый розовощек и обладает фигурой молодого Шварценеггера, у него на груди написано «Рапорт». Это метафора того, как выглядела советская промышленность в пропагандистских материалах или официальных отчетах для начальства. Второй бегун («План») уже не такой бодрый: он худее, потный и скромнее экипирован. Если «Рапорт» бежит в adidas, то «План» – в простом синем костюме и кедах (но более-менее приличных). Тяжелее всего приходится третьему (это «Качество»): он лысый и, кажется, вот-вот упадет. Одет совсем скромно, на ногах у него еще более простые текстильные кеды.

Такими советские кеды и остались в нашей коллективной памяти пост-советского времени: так себе по качеству, очень неудобные и совершенно не престижные, особенно если сравнивать с adidas или Nike.

Почему так получилось? В отличие от кроссовок, кед в СССР делали реально очень много. Но то, как это производство было устроено, неважно сказывалось на качестве, удобстве и дизайне.

В СССР не заморачивались с дизайном и технологиями кед

Cпортивную обувь такого типа для массового рынка в СССР часто выпускали предприятия не легкой, а химической промышленности (к ней относились фабрики, работавшие с резиной). Для них кеды часто не были основной специализацией, их могли делать из остатков сырья или отходов основного производства. В плановой экономике важно не сколько у тебя купили, а сколько товара ты отгрузил. Остальное — головная боль других людей. Биться за технологические инновации в стельках в таких условиях не было особой мотивации.

Структура промышленности, делавшей товары для спорта, была запутанной: например, за качество лыж отвечало одно министерство, а за качество лыжных креплений — другое (потому что в одном случае речь шла о дереве, а в другом — о металле). В наше время это звучит сюрреалистично.

Кроме того, для советской промышленности спортивная обувь делилась на мастерскую (для спортсменов высокого уровня) и любительскую (и за качество каждой категории тоже отвечали разные ведомства). Последняя, как считалось, могла быть попроще — поэтому она и была в массовом варианте такой неудобной и некрасивой. На Западе было совсем по-другому: там новинки, придуманные для серьезных спортсменов, внедряли в обувь для массового рынка — и на этом строилась их реклама. Советская же обувная промышленность не производила инструменты для достижения высоких спортивных результатов. Она производила типы вещей, монументально закрепленные в граните ГОСТов и других технических нормативов. И они мало менялись за десятилетия.

Иллюстрация из книги «Спортивная обувь из цветной резины» 1956 года.

Это не значит, что попыток сделать что-то более технологичное или симпатичное не было. Проблема советского дизайна была в том, что по большей части он остался сферой разработки образцов. Именно такие модели-образцы производили многочисленные советские дома мод, — и именно их можно увидеть на фото из советских журналов. Подразумевалось, что они предназначены для индивидуального копирования с помощью выкроек (в случае с одеждой) или для внедрения в массовое производство на более крупных предприятиях.

Но на деле модели-образцы в исходном виде редко доходили до конвейера и магазинов. В сегменте спортивной обуви, в отличие от спортивной одежды, не было главного дома моделей. Были экспериментальные фабрики, занимавшиеся кедами и кроссовками – например, московские Экспериментальная фабрика спортивной обуви (ЭФСО) и фабрика «Старт» – однако их мощности просто не позволяли выпускать большие партии. А на больших предприятиях их разработки часто игнорировали или сильно упрощали.

Кеды вписывались в советскую концепцию молодежной моды

Несмотря на проблемы с потребительскими товарами и легкой промышленностью, в СССР разрабатывали свою теорию моды и того, какой она должна быть при социализме. В этой концепции было очень важное понятие «молодежной моды». С одной стороны, идея здравая: молодежь во всем мире чаще всего носит не то, что взрослые. С другой, в советском варианте эта концепция была слишком завязана на стереотипах. Получалось, что вся молодежь априори одинаковая и хочет одного и того же (а так не бывает ни при каком политическом строе).

Тем не менее, идея особой молодежной моды сильно помогла популяризации вещей в спортивном стиле — считалось, что неспортивных юношей и девушек в Союзе не бывает. Поэтому в журналах «модели для молодежи» часто демонстрировали люди в спортивной обуви. И часто это были кеды: примеры можно найти даже на обложках очень серьезного «Журнала мод», который выпускали Министерство легкой промышленности СССР вместе с знаменитым всесоюзным Общесоюзным домом моделей одежды на Кузнецком мосту и другими организациями, которые занимались дизайном в СССР.

Обложка «Журнала мод» (1979 г.). Модели демонстрируют трикотажные комплекты модельеров Н.Гусынкиной и Е.Румянцевой. Их дополняют, как сказано в описании, «жокейские шапочки и спортивные туфли» (то есть бейсболки и кеды, как сказали бы мы сегодня).

В результате спрос на спортивную обувь среди молодежи был особенно высоким. По данным опроса, который в 1989-м провел Всесоюзный научно-исследовательский институт конъюнктуры и спроса, обеспеченность кроссовками молодежи была самой высокой из всех групп населения. У кого не было кроссовок, носили кеды. В этом Союз не сильно отличался от капиталистической заграницы. В США спортивная обувь стала частью костюма детей и подростков еще между двумя мировыми войнами. Когда во второй половине XX века мода стала ориентироваться на молодых, это помогло проникновению спортивной обуви в городской повседневный гардероб.

Об этом же во многом знаменитый диалог про кеды и фоторужье из «Простоквашино» (1984):

Неправда, что кеды в СССР появились из фестиваля молодежи и студентов 1957 года

Мифов про спортивную обувь в СССР много, не все они – правда. Например, про партию, которая якобы заставляла спарывать три полоски с вещей adidas, хотя на самом деле их централизованно закупали для сборных, а в самом конце 1970-х с adidas заключили официальные договоры на поставку экипировки и на производство в СССР лицензионной обуви.

Еще один популярный, но обманчивый миф: кеды появились в СССР только после знаменитого Фестиваля молодежи и студентов 1957 года.

На самом деле спортивную обувь с резиновой подошвой и текстильным верхом делали в СССР и до этого (например, туфли для тенниса). То, что якобы все иностранные гости фестиваля (около 34 000 человек из 131 страны) поголовно ходили в кедах с джинсами, и так советская молодежь открыла для себя новый стиль — тоже преувеличение. Достаточно посмотреть на сохранившиеся фото с фестиваля, чтобы увидеть: парней в брюках и туфлях там тоже хватало.

Страница из экспортного каталога ленинградского производственного объединения «Красный треугольник» 1965 года.

Судя по воспоминаниям людей, даже само слово «кеды» появилось раньше. Когда и откуда — точно неизвестно. Есть популярная легенда, что русский термин произошел от названия американского бренда Keds. Звучит логично, но проверить ее невозможно. Слово «кеды» по каким-то причинам не упоминалось в советских словарях заимствованных и иностранных слов (во всяком случае, я не видела ни одного такого примера). А в обычных толковых нет указания на его происхождение от названия иностранного бренда.

Читайте также:  Домеханический период развития вычислительной техники

В официальной терминологии советской промышленности слова «кеды» не было вообще, как и слова «кроссовки». Обувь такого типа называлась «спортивная резиновая и резино-текстильная», а по видам ее официально делили на ботинки (высокие модели) и туфли (более низкие модели).

Кеды в советской массовой культуре: Сыроежкин, Хоха, Волк

К концу 80-х кеды прочно ассоциировались с детской и молодежной модой. Школьник Сыроежкин из «Приключений Электроника» носил кеды.

Хрюша из «Спокойной ночи, малыши» тоже часто был в кедах. На знаменитом фото с Львом Яшиным на рыбалке сам футболист стоит в «адидасах» (а также плаще и широкополой шляпе), но мальчики на заднем плане, которые якобы с интересом разглядывают содержимое ведра с уловом — в кедах.

В четвертом выпуске «Ну, погоди» сюжет строится вокруг спорта: Волк носит синий костюм с эмблемами одновременно «Динамо» и «Спартака», розовую бейсболку и кеды, делает селфи, пробует себя в разных видах спорта. Кеды заканчивают сценарный путь в роли объекта, который волк метает в зайца – как всегда безуспешно.

В таком тексте неизбежно появление Хохи – героя детской телепередачи «Большой фестиваль» с головой в виде кеда, толстой ребристой подошвой вместо нижней челюсти и очками из шнурков. Автором этой куклы была художник Маргарита Скрипова-Ясинская, а голос принадлежал актеру Ричарду Богуцкому. После его смерти в 2001 году «Большой фестиваль» закрыли, но Хоха вернулся в программе «Клуб знаменитых хулиганов» с персонажами разных советских детских передач, к которым приходили в гости известные люди.

У Хохи было свое амплуа: неформал, раздолбай и шутник. В конце 80-х («Большой фестиваль» начал выходить в 1989 году) стиль неформалов прочно ассоциировался с кедами. Все благодаря советским субкультурам, например, стилю хиппи. Музыкант Алексей Козлов в своей книге «Козел на саксе» вспоминает 70-е: «Я продолжал поиски в хипповой среде и постепенно познакомился с известными представителями этого замкнутого мира. Постепенно я так проникся всей этой идеологией, что стал выглядеть как хиппи – отрастил длинные волосы, перестал носить костюмы и рубашки с галстуком, достал себе джинсы, куртку, кеды».

В 1980-е в СССР стали очень заметны и другие сообщества, которые традиционно любили кеды — например, скейтеры и брейк-дансеры. Скейт и брейк (его тогда официально называли брейк-танцем) даже попали в официально культивируемые среди молодежи виды культурного досуга .

Также в ассортименте почти всех предприятий страны, которые делали резиновую и резино-текстильную обувь, были высокие и низкие баскетбольные кеды. Демократичный спорт не требовал дорогой экипировки и оборудования – именно поэтому его продвигали в СССР с 1920-х. Баскетбольные кеды регулярно появлялись на обложках журналов: «Америка», «Физкультура и спорт», «Спортивная жизнь России».

В СССР была песня-аналог My adidas – только про кеды

Есть песня «Кеды» Леонида Дербенева и Александра Флярковского, которую исполняли ВИА «Добры молодцы» (и многие другие). В некотором смысле это советский аналог «My adidas» RUN-DMC – текст о популярной обуви как символе желанного образа жизни и ее значении в жизни молодого человека.

Вот некоторые фрагменты текста:

Днем и ночью от Карпат и до Курил
Cвищут ветры зазывая и маня.
Кеды я себе отличные купил,
Ты пойми и не удерживай меня.

По всей земле пройти мне в кедах хочется
Увидеть лично то что, то что вдалеке,
А ты пиши мне письма мелким почерком
Поскольку места мало в рюкзаке.

В кедах можно вслед за песенкой шагать,
По асфальту, по тропе среди болот.
В кедах можно даже по небу летать,
Если к ним еще добавить вертолет.

Песня подчеркнула статус кед как самой популярной летней обуви туристов в СССР. Легко достать, недорогая, относительно удобно сушить над костром, удобная в походах крепкая подошва.

Олимпиада-80: наконец-то появились кеды с интересным дизайном

Считается, что московская Олимпиада 1980 года сильно поспособствовала моде на кроссовки в СССР, и это правда (а вот история, что adidas в СССР вообще и на советских олимпийцах в частности появился только во время тех Игр – неправда, это произошло раньше). Но и кедам она кое-что дала – новый подход к дизайну.

Кеды с принтом по мотивам Олимпийских игр 1980 г. Неизвестный производитель. Журнал «Новые товары», 1987 год.

Многие советские предприятия к Играм выпускали специальную спортивную обувь — чаще всего это были кеды с тематическим принтом. И они очень выделялись среди обычных.

У советской обувной промышленности, работавшей для массового рынка, не было идеи, что массовой аудитории важен дизайн спортивной обуви и ему нужно уделять отдельное внимание. Материалы верха и цветовые сочетания у спортивной обуви всех видов часто были однообразными и старомодными. Почти не использовался декоративный потенциал спортивной обуви: принты, застежки, игра со шнурками и т. д. В образцах, предлагаемых для внедрения в производство, иногда встречаются очень яркие экземпляры, однако об их производственной судьбе мы ничего не знаем (чаще всего она была незавидной). Кроме того, спортивная обувь на советских предприятиях редко получала названия моделей, как это было принято у крупных западных брендов.

Благодаря Олимпиаде на рынке появились тематические кеды, украшенные, например, логотипом Игр. Они были симпатичнее обычных, к тому же в случае с олимпийскими товарами качество контролировали более строго.

Это миф, что Цой был фанатом кед

Несколько лет назад пиарщики одного российского бренда записали Виктора Цоя в большие любители кед «Два мяча». Хотя бы раз в жизни кеды надевал любой человек в СССР, но на самом деле, по фотографиям того качества, которые нам остались от Цоя и других советских знаменитостей, обычно нельзя отличить «Два мяча» от «Красного треугольника» или продукции «Завода резиновых изделий номер 4». В мире рекламы факты нередко заменяются сказками от маркетологов. Потом это попадает в интернет — и все, распространение легенды уже не остановить. А настоящие примеры забываются.

Если действительно изучить фото Цоя, хорошо видно, что его любимой обувью были не кеды, а низкие кроссовки ретро-силуэта. А вот его коллега по группе, музыкант и художник Георгий Гурьянов на многих фото времен «Кино» действительно в кедах. Причем в самых на вид обычных и, возможно, действительно советских или производства стран соцлагеря. А в архиве Джоанны Стингрей есть фото молодого Бориса Гребенщикова в одолженных у самой Стингрей джинсах и низких красных «Converse all stars» (так кадр подписан самой Джоанной).

Все это неудивительно: фирменный стиль рока, частью которого были кеды и кроссовки, за рубежом к тому моменту уже сформировался — и наши следовали образцам. Хотя такого поклонника кед, какими были The Ramones или Курт Кобейн, среди советских музыкантов, кажется, все же не было.

Скорее всего, советские рокеры и скейтеры со временем реабилитировали бы кеды как модную и желанную обувь в глазах широкой общественности, добавив им недостающего символического капитала – и они перестали бы восприниматься в массах как простые непривлекательные тапки, которые покупают от безысходности, когда нельзя достать более престижные кроссовки (как на карикатуре «Крокодила»).

В Штатах это произошло в начале 90-х, и не последнюю роль в этом сыграл гранж и личные вкусы Кобейна. Вот только СССР развалился в декабре 1991-го, и советская история кед закончилась.

Текст: Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная»

Ссылка на основную публикацию
Квадратный корень в кумире
(x, y — целые ) mod(x,y) (x, y — целые) div(x,y) Составить простейший алгоритм на вычисление среднего арифметического 3 чисел....
Как часто обновляются карты яндекс спутник
Многих пользователей интересуют спутниковые карты онлайн, дающие возможность с высоты птичьего полёта насладиться видом любимых мест нашей планеты. В сети...
Какие видеокарты меньше греются
Если компоненты системного блока сильно нагреваются во время работы, это может в лучшем случае привести к самостоятельному выключению компьютера, в...
Кнопка setup на пульте билайн где находится
Подробная инструкция по настройке универсальных пультов Билайн без кнопки Setup. Эта статья написана специально для пользователей универсальных пультов без кнопки...
Adblock detector